Нить мастерства протяни

Становление нашего музея происходило в трудные 90-е годы: фонд, сохраненный В.К. Егоровым у себя дома, был небольшой – это монеты, камни и археологические находки. В сборе краеведческих материалов, предметов быта и народного творчества нам помогали жители всего района. Вот так мы и познакомились с прекрасным человеком, мастером декоративно-прикладного искусства Сокович Марией Павловной.

Трудная доля выпала на её плечи. Родилась Мария Петровна в крестьянской семье, жила в Курганской области и была вторым ребенком из восьми. Помогала матери, бабушке в ведении натурального хозяйства, в шесть лет уже умела прясть, училась плести на коклюшках. Бабушка у Маши была отменная мастерица, учила послушную и внимательную внучку и вязать, и шить, и плести тончайшее кружево. В 1930-м году отца Марии Павловны раскулачили, так как родители, имевшие крепкое хозяйство, заработанное своим трудом, были объявлены кулаками.

Выслали всю семью в Тюменскую область в Берёзово, в глушь, расселили в бараке, продуваемом всеми ветрами. Топить печь нужно было деревьями, которые росли вокруг, то есть, вначале нужно было спилить вековые кедрачи, распилить их, расколоть и сырыми бросать в печку.

В шестнадцать лет Маша работала на рыбзаводе. Работа очень тяжелая: летом на лодках растягивали огромную сеть по реке, вечером её вынимали, выбирали огромные рыбины осётра, налима. Все это забирали вечером заготовители, а рыболовам доставались, в лучшем случае, головы рыб, из которых варили уху. Затем на берегу нужно было почистить, распутать сети, то есть приготовить к следующему утру. Уставали очень сильно!

Но молодость брала своё. Встретила и Маша своего суженого Ивана – такого же ссыльного, уроженца из Красноармейского района, поженились.

Началась война, еще труднее и голоднее приходилось жить. Ютилась молодая семья в избушке-малушке: печка, кровать и маленький столик – вот и всё убранство. Первые дети Марии Павловны умерли сразу после родов. И Сашеньке, родившейся в 1943 году, не пророчили долгую жизнь, но она выжила, и, переболев всеми болезнями, помогала нянчить сестренку Галю.

Часто мама оставляла девочек одних, но однажды, волей судьбы, взяла их с собой, а, вернувшись домой, увидела, что в избушке обвалился потолок, доски и двери упали на то место, где находилась кровать. Муж Марии Павловны всю войну имел бронь, так как заготавливал рыбу на судёнышке, которое слушалось только мужские руки. От простуд и каторжного труда он умер в 1950 году. Вторично Мария Павловна вышла замуж за Сокович Михаила и после реабилитации 1953 года семья вернулась на историческую родину – Южный Урал. Выбрали село Миасское.

Как и большинство людей в то время, семья жила бедненько, но спасало умение Марии Павловны всё делать своими руками: шить одежду на бабушкиной машинке «Зингер», которую они смогли сохранить в самые тяжелые годы, вязать кружево, вышивать. Всегда в доме было чисто и красиво.

В наш музей Мария Павловна принесла образцы – сколы плетения на коклюшках, и было у неё огромное желание передать свои умения молодому поколению. Две девочки заинтересовались и ходили к ней домой, занимались плетением на коклюшках, но, к сожалению, жизнь Марии Павловны оборвалась в 2004 году.

Но наша дружба с этой семьей не прекратилась. Мы познакомились с дочерью Александрой Ивановной, которая тоже стала участницей наших  творческих мероприятий. Александра Ивановна является достойной преемницей своей мамы. Она умеет шить, вязать макраме, вышивать крестом. Работы Александры Ивановны многократно выставлялись на районных и музейных выставках и всегда вызывали восхищение у зрителей своей аккуратностью, чувством цвета, гармонией и вкусом.

Александра Ивановна интеллигентная доброжелательная женщина, с ней очень приятно вести беседу на любые темы. В красивом ухоженном доме висят на центральной стене красочные искусно вышитые панно, которые не возбраняется трогать руками (именно это часто и делают любимые правнуки), в маленькой гостевой спаленке на заправленной кровати находятся подушки, на наволочках кружево, сплетенное ее мамой, а на стене самые любимые вышивки самой Александры Ивановны.

Мамины работы с огромной любовью хранятся Александрой Ивановной в шкатулке, как семейная реликвия и будут передаваться из поколения в поколение. Дочь Александры Ивановны Надя – тоже творческий человек. Она вяжет себе и внукам, шьет одежду так, что и на подиум выйти в ней не зазорно. А вот умение плести на коклюшках передала прабабушка Мария Павловна только своей правнучке Лизе.

В нашем музее хранятся сколы, салфетки Марии Павловны, пояса, воротники, сплетенные в технике «макраме» Александры Ивановны и появилась вышивка розы на канве, выполненная ею.

Хочется верить, что умение творить себе на радость, а людям на загляденье, будет в этой семье передаваться из поколения в поколение.

Чередниченко А.А.,  Красноармейский краеведческий музей им. В.К. Егорова