Опубликовано

Башкирский орнамент

Ткачество относится к числу выдающихся изобретений человечества в древности. По-видимому, почти одновременно с появлением тканей были выработаны способы их орнаментации в процессе тканья, то есть простейшие приемы узорного ткачества.

Истории неизвестно ни одного народа, который знал бы ткачество, но не был знаком с теми или иными приемами декоративного тканья. Еще в древности освоили навыки изготовления узорных тканей и баш­киры.

В 1925 г. в монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента. В орнаменте им были определены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах. С.И. Руденко отметил, что все мотивы (как редко, так и довольно часто встречающиеся) распространены достаточно равномерно по всей области.

На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. и Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.

· В состав I-го комплекса были включены простейшие геометрические фигуры.

· II-ой комплекс состоит из криволинейных узоров, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

· В III-й комплекс входит растительный орнамент.

Из фондов МУ «Красноармейский краеведческий музей им. В.К. Егорова»
Из фондов МУ «Красноармейский краеведческий музей им. В.К. Егорова»

· IV-й комплекс состоит из сложных многоугольников.

· В V-й комплекс входят геральдические композиции из птиц, животных, деревьев и т.д.

· VI-й комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки.

Композиционное строение орнамента в башкирском узоротворчестве определяется обычно назначением, формой и размерами орнаментируемых предметов убранства дома и бытового обихода. Узоры располагались в виде полосы (бордюром), отдельными кругами (розетками) или сплошной сеткой. Иногда все эти приемы применялись на одном изделии. Как геометрический, так и криволинейно-растительный традиционный орнамент у башкир почти всегда симметричен, т.е. расположен пропорционально по обе стороны от середины центра.

Значение цвета в орнаменте.

· Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую жизненную силу.

· Почитаемым и священным в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в свободной стихии степных просторов, во многом сформировалось на природной основе.

В VII – XI веках, когда на Южный Урал пришел ислам, из башкирского орнамента стали пропадать изображения людей и животных, а сами узоры сильно упростились. Тем не менее им удалось сохранить некоторые характерные черты доисламского периода и, что главное, свои функциональные особенности.

· Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

· Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами». Белый цвет был цветом праздника, недаром, праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на восток.

Сегодня башкирский орнамент не просто бережно воспроизводится мастерами-ремесленниками. Простой, геометрически правильный ритмичный узор южно-уральских народов хорошо сочетается с различными современными направлениями и стилями, поэтому не теряет своей актуальности.

Информация взята с сайтов в сети интернет