Опубликовано

Особенности межнационального взаимодействия на территории Красноармейского района

С.В.Чувашова

МУ «Красноармейский краеведческий музей им. В.К.Егорова»

Научный сотрудник

8(35150) 2 29 32

Muzei. egorova@yandex.ru

Сфера общения современного человека расширяется, каждый из нас ежедневно общается с большим количеством людей. Между нами складываются межличностные отношения, в процессе этих связей человек вплетается в сложную систему взаимодействия: в одно и то же время он является представителем конкретного государства, определенной этнической общности, конфессии, коллектива и т.д.

Развитие современного человечества представляет собой единый процесс: все народы Урала, так или иначе, связаны общностью судеб. Поскольку Уральский хребет расположен между Европой и Азией, то в истории своих племён он представляет непрерывное взаимодействие народов Востока и Запада. В настоящее время, с позиции научного знания, жизнь и деятельность людей уже рассматриваются как часть мирового процесса в целом. Перед человеческой мыслью встала задача в полной мере осознать свое единство. Однако в повседневной жизни человек сталкивается с другими проблемами: он видит, что люди в своей жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны. Почему же человечество не ощущает своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, даже друзей, не могут найти общий язык.

Оптимальному взаимодействию людей способствует то, что они дифференцируют в другом человеке черты личности схожие с ним. Но часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют его с другими, а те, которые заставляют держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический, природный характер либо имеют социальный смысл. Часто все эти различия тесно переплетаются. Каждый оценивает другого по различным признакам, причем часто делает это интуитивно.

В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная структура человечества.

В России в настоящее время происходит резкое социально-классовое расслоение общества, стоит ли ожидать, что этот процесс будет происходить бесконфликтно. Тем не менее, в жизни общества и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной структуры общества. В первую очередь это можно сказать о таком явлении, как этносы.

Этнос представляет собой исторически сложившуюся, достаточно устойчивую общность людей, обладающую едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. Высшим этапом развития этноса является нация – народ, с определенной чрезвычайно сплоченной общностью людей, характеризующейся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.

Основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми, способствующие развитию культуры и экономики.

Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовном развитии поколений.

Из архивных документов нашего музея известно, что в конце XVII века на территории современной Челябинской области Белоярская слобода (1682г.) на реке Теча (современное село Русская Теча) является первым русским поселением, с которого началась жизнь Челябинского края. Село Русская Теча в 1735 году служило продовольственной и промышленной базой для строительства города Оренбург и обеспечивало строительство крепостей на дороге от Течи до верховьев реки Яик (Урал). Появление крепостей способствовало закреплению кочевых народов на одном месте. Поскольку, представителю того или иного народа, вступившему в казачество, выделялось несколько десятин земли, под этим подразумевалось, что башкиры и татары, занявшись земледелием, будут вести оседлый образ жизни. В связи, с чем появились деревни Якупово и Таукаево, образованные в ведомстве Миасской крепости в конце XVIII века.

В историческом плане появление гкрепостей на Южном Урале было необходимо для укрепления юго-восточной окраины государства, удержания в покорности башкир, утверждения безопасности русских владений. В это время происходили изменения во взаимоотношениях и судьбах русского, башкирского и других народов, закладывались основы их сближения, для совместного развития.

В настоящее время в Красноармейском районе существует 83 населенных пункта с 15 сельскими советами. Согласно результатам переписи населения 2011 года, на территории Красноармейского района проживает 43553 человека. Из них русское население составляет – 77%, башкиры – 8,3%, татары – 7,4%, немцы – 1,7%, украинцы – 1,7%, белорусы – 0,8%, казахи – 0,3%, евреи – 0,1%, мордва – 0,7%, чуваши – 0,4%, эстонцы, чеченцы, армяне, цыгане и другие народности – 1,5%.

В целом народности на территории Красноармейского района, живут не обособленно, а по соседству, часто вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен, культуры, производственного опыта. Но не всегда было именно так. Примером служит появление татар-мишар на территории района, в свое время гордый и непокорный народ не хотевший принять христианство обосновал селение Ачликуль в 1782 году. Татары-мишари по сей день соблюдают традиции и обычаи старины, в сельской школе учащиеся изучают национальный язык.

При совместном проживании народов в нашем районе на сегодняшний день существуют и обособленно проживающие – башкиры в деревнях Таукаево и Якупово. Для них также характерно соблюдение традиций и обычаев, и изучение народного языка в школах.

В 20-ые годы XX века на территории Красноармейского района появились эстонский поселок Слава, д.Фроловка, поселки Дубровский, Лазурный, с немецкими жителями.

Представитель той или иной народности может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном. Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития.

Окончательную выраженность жизни народа обеспечивают его культура и язык. Национальная культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура укрепляет жизнь нации, наполняя и значимым для всех людей содержанием. Разные культуры формируют и разные типы поведения, образа жизни и деятельности. В ходе межнационального взаимодействия возможны противоречия   между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и изменяющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

У любого древнего и современного народа во все времена существовали свои правила, свой жизненный уклад. В связи, с чем перед работниками музея стоит задача – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Второй год в музее проводится тематическая экскурсия «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…» Направленная на развитие уважительного отношения у учащихся к себе и к людям, к этнокультуре, на развитие способности к толерантному межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.

Совместно с Домом культуры музей провел, фестиваль народного творчества «Народы Урала». Участие в фестивале принимали общеобразовательные школы, школы искусств, Красноармейского района. Фестиваль раскрывает этнопсихологические особенности культур, позволяет обмениваться национальными культурами народностей проживающих на территории района.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Причиной тому является, то что мы имеем разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент, мы все разные, необычные, значимые в своем создании. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать каждого таким, какой он есть, быть толерантными.

На протяжении многих веков в нашем крае жили вместе различные народы. Они могли говорить на разных языках, поклонялись разным богам, но жили рядом, общались друг с другом, перенимали друг у друга культурно-исторический опыт. Нужно помнить, что Южный Урал – наш общий дом.

Информационные источники

Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала –Челябинск, 1997г.

Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб., 2000г.

Дектярев И.В. Челябинская старина – Челябинск, 1996г.

Егоров В.К. В междуречьи Течи и Миасса.  – с.Миасское, 1999г.

Краткий психологический словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – Ростов н/Д, 1998г.

Философский энциклопедический словарь – М., 1989 г.